Cbonds Review - 15 мая 2017 - Михаил Малиновский

Корпоративным облигациям дали налоговую свободу

Опубликованы изменения в Налоговый кодекс РФ, освобождающие от выплаты НДФЛ с корпоративных облигаций, если они эмитированы с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно и купон по ним не превышает на 5% ставку рефинансирования ЦБ. Разберемся, что это значит, могут ли рассчитывать на льготу иностранные инвесторы и стоит ли ждать от регулятора налоговых послаблений для остальных выпусков корпоративных бумаг, обращающихся на рынке.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? 

3 апреля 2017 года был подписан Президентом Российской Федерации, а 5 апреля 2017 года — опубликован ранее предложенный Государственной Думой и рассмотренный Советом Федерации законопроект по внесению изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Внесенные в закон изменения предполагают освобождение частных инвесторов (физических лиц) от налогов в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций (корпоративным облигациям), номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно, в случае если процент (купон) по ним не превышает на 5 % ставку рефинансирования Центрального банка РФ. Таким образом, законодатель приравнял доходы, получаемые от корпоративных облигаций, номинированных в рублях, к доходам по рублевым вкладам в российских банках и реализовал идеи, озвученные Президентом в Посланиях Федеральному Собранию в 2015– 2016 гг.

До введения вышеуказанных изменений НК РФ предоставлял физическим лицам льготную нулевую ставку только на доходы, полученные от банковских вкладов1 и облигаций федерального займа, и не предусматривал для корпоративных облигаций никаких специальных налоговых вычетов либо льгот, что, безусловно, привело к определенному безразличию частных инвесторов к корпоративным облигациям российских эмитентов.

Как мы можем заметить, введение подобных изменений направлено на то, чтобы заинтересовать население в диверсификации собственных сбережений, и, как следствие, на увеличение спроса на корпоративные облигации, что в свою очередь может благоприятно сказаться на развитии условий для частного бизнеса. 2

Учитывая увеличение объема заимствований бюджета в текущем году по сравнению с предыдущим (практически в три раза), рынок корпоративного рублевого долга нуждается в подпитке и увеличении совокупного предложения капитала.

МОГУТ ЛИ РАССЧИТЫВАТЬ НА ЛЬГОТУ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ? 

Нельзя не отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, признаются плательщиками НДФЛ в части доходов, полученных ими от источников в Российской Федерации, и при расчете НДФЛ от полученного на территории Российской Федерации дохода к ним также будут применяться положения об освобождении от налогообложения. В случае же если процент (купон) по корпоративным облигациям превысит описанные выше показатели, то в соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ для таких лиц установлена ставка в размере 30 % (что на 5 % меньше, чем для резидентов); при этом если есть действующее соглашение об избежании двойного налогообложения между РФ и государством, резидентом которого будет выступать потенциальный приобретатель корпоративных облигаций, то могут применяться положения из такого соглашения (которые в том числе могут содержать понижающие коэффициенты). Подобное регулирование вопросов налогообложения может поспособствовать привлечению вложений иностранных физических лиц в российскую экономику. В то же время остается открытым вопрос урегулированности данной ситуации в отдельных соглашениях об избежании двойного налогообложения; но игра стоит свеч: расширение инвесторской базы российского рынка капитала за счет иностранных инвесторов, учитывая высокие реальные ставки российского рынка, — вполне осуществимая задача при правильном использовании регуляторного арбитража.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Несмотря на все обозначенные выше плюсы принятых изменений, возможно, данные изменения не являются окончательными, что обусловлено наличием ряда вопросов:

(1) предполагается освобождение от налогообложения только по облигациям, эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно, при этом остается нераскрытым понятие «эмитированные», в связи с чем могут возникать некоторые сложности. Нам представляется, что «эмитирование» – это процесс, связанный с размещением, так как если мы ведем речь о налогах, то с точки зрения их взимания важен факт размещения бумаг и их обращения. Но в то же время в законодательстве других стран, например в законодательстве Республики Казахстан, под эмиссией в общем смысле данного термина понимается процесс от момента принятия решения о размещении до момента государственной регистрации (при этом термин «эмиссия» и «эмитировать» также не определены)3. Полагаем, что было бы целесообразно ввести данный термин в законе, чтобы у лиц, приобретших бумаги, зарегистрированные до 1 января 2017 года, но размещенные после, не возникло сложностей при определении налоговой ставки;

(2) к сожалению, Государственной Думой не было принято предложение Правительства распространить льготы на ранее размещенные выпуски. Из-за подобных ограничений может возникнуть ситуация, при которой у инвесторов будет складываться различная оценка одного и того же эмитента, облигации которого выпущены в различные периоды налогового регулирования. К тому же подобные ограничения создают излишние сложности для простых физических лиц, желающих вложиться в бумаги: помимо выбора самого эмитента, им необходимо будет отбирать бумаги по дате их размещения. В то же время остается в силе поручение Минфину проработать вопрос распространения налоговой льготы на все корпоративные выпуски, независимо от даты размещения бумаг.

В завершение нашего небольшого обзора хотелось бы отметить, что мы надеемся на то, что по результатам эксперимента по внесению в НК РФ изменений о налоговых послаблениях по доходу от корпоративных облигаций, нормы будут расширены на все выпуски в связи с тем, что это может создать более благоприятные условия для развития рынка.



1 Совокупный объем депозитов (24–25 трлн руб. на сентябрь 2016 г., см. https://www.cbr.ru/analytics/print.aspx?file=bank_system/din_razv_16_09.htm&pid=bnksyst&...) в России существенно больше объема рынка облигаций (по разным оценкам, примерно 7–8 трлн руб. Поток денег в банки приводит к ситуации, когда ставки по депозитам основных банков (к примеру, максимальная ставка депозита Сбербанка – 5,7 %) почти в два раза ниже доходности государственных облигаций (9,13 %) и облигаций самого банка (в частности, по облигациям, выпущенным в октябре 2016 г., установлен купон в размере 9,25 %).

2 Стоит отметить, что Россия является страной, в которой норма сбережения выше среднего мирового значения, а уровень инвестиций и потребления – ниже. При этом потребление у нас существенно меньше сопоставимых по размеру экономик – 51,9 % по сравнению с 72 % в Турции, 65 % – в Китае, 71,5 % – в Бразилии (все данные представлены в % от ВВП в соответствии с данными Всемирного банка – http://data.worldbank.org).

3 Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года № 461-II «О рынке ценных бумаг».


самое читаемое