Forbes.ru - 19 декабря 2018

Удочка или рыба: как построить инфраструктуру за частные деньги

Гарантийная поддержка инфраструктурных проектов позволила бы снизить нагрузку на бюджет и эффективнее привлекать деньги инвесторов для выполнения «майского указа» президента. Власти же пока рассматривают только механизм прямого финансирования

В мае 2018 года Президент России подписал указ, которым поставлены цели по экономическому росту страны до 2024 года, в том числе вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечение темпов экономического роста выше мировых.

На развитие инфраструктуры и реализацию национальных проектов в федеральном бюджете на ближайшие три года заложили расходы в размере более 5,5 трлн рублей. Но даже их, по мнению Всемирного банка, не хватит для высокого экономического роста на эти годы. Ускорить потенциал роста ВВП может стимулирование частных инвестиций: мобилизация частного капитала в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) и доступ прямых частных инвестиций в инфраструктурные подотрасли позволят нарастить инфраструктуру без чрезмерного увеличения дефицита бюджета.

Государство или частные инвесторы?

Драйвером увеличения инвестиций в инфраструктуру должен стать бюджетный Фонд развития, создание которого было анонсировано еще в мае 2018 года. В бюджете на ближайшие три года в Фонд планируется направить более 1,5 трлн рублей, которые будут привлечены от размещения государственных облигаций. До 2024 года Фонд должен быть наполнен до 3,5 трлн рублей. Предполагается, что средства пойдут на нацпроекты и программы в сфере демографии, здравоохранения, образования, экологии, дорожного строительства, цифровой экономики. Всего на нацпроекты в 2019-2021 годах планируется потратить 5,69 трлн рублей.

Прямое финансирование проектов оказывает существенную нагрузку на бюджет и не обеспечивает такого соотношения стоимости проекта и качества его исполнения (Value for Money), как механизм гарантийной поддержки. Поэтому оптимальным решением поставленных задач по ускоренному экономическому росту и привлечению частных инвестиций в инфраструктуру может стать создание сети региональных гарантийных фондов, предоставляющих поддержку по ключевым рискам инвестора через гарантии.

Гарантии позволяют перераспределить риски между бизнесом и государством в ГЧП проектах и улучшить их кредитное качество (рейтинг). Высокий кредитный рейтинг проекта делает проекты более «банкуемыми» и обеспечивает привлекательные условия на рынках капитала (ниже ставка – длиннее срок). Такая механика поддержки увеличивает количество инфраструктурных проектов с меньшей нагрузкой на бюджет, при этом деньги на их финансирование привлекаются с рынка инвесторами, а не путем наращивания государственного долга, побочным эффектом которого станет структурный дефицит федерального бюджета около 0,5% ВВП ежегодно и вытеснение частного капитала с долгового рынка.

Поддержка вместо финансирования

Палитра гарантий зависит от рисков инвестора, на покрытие которых они направлены: политических, регуляторных и валютных, рисков форс-мажора, процентных рисков, кредитных рисков, рисков спроса и прочих. С точки зрения объемов покрытия рисков гарантии могут быть частичными или полными, закрывающими все риски в процессе реализации ГЧП проекта.

Например, Гарантийный фонд инфраструктурных проектов Республики Корея выдает гарантии по различным финансовым обязательствам инвестора: от привлечения кредита на реализацию проекта до кредита на пополнение оборотного капитала или рефинансирования. Средства фонда формируются за счет вкладов и займов негосударственных финансовых институтов, платы за выдачу гарантий, доходов от инвестиций и за счет бюджета. В период деятельности с 2005 по 2015 годы фонд выдал гарантий на сумму 13,303 млн долларов США по 158 проектам ГЧП.

Индонезийский инфраструктурный гарантийный фонд гарантирует покрытие любых рисков федеральных и региональных ГЧП проектов, в том числе рисков финансового закрытия и изменения регуляторной среды. Капитал фонда формируется за счет вкладов институтов развития (Мирового банка, Азиатского банка развития и др.) и государственного бюджета. Вклады бюджета с 2009 по 2017 годы в общей сложности составили около 550 млн долларов США. К концу 2017 года фонд выдал гарантии по 15 инфраструктурным проектам в сферах транспорта, электроэнергетики, телекоммуникаций и водоснабжения с общим объемом инвестиций более 12,3 млрд долларов США. Объем выданных гарантий составил около 2,5 млрд долларов США.

Региональные гарантийные фонды

В России уже есть тиражированная практика функционирования гарантийных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства (СМП). Фонды предоставляют поддержку в виде поручительств и гарантий по обязательствам СМП (кредитам, займам, договорам лизинга и т.д.). Имущество фондов формируется за счет взносов учредителей, которыми являются органы власти регионов, и иных доходов, в том числе от выдачи поручительств (гарантий) и размещения средств во вклады и облигации.

Гарантийные фонды ГЧП проектов могут быть созданы по аналогии или на базе фондов поддержки СМП. Поддержка проектов с невысокой капитализацией позволит комплексно подойти к решению поставленной задачи по инфраструктурному развитию в масштабах страны – аллокация средств в фонде и гарантирование вместо прямого финансирования снижают нагрузку на бюджет, модель частной компании делает доступ бизнеса к поддержке максимально простым, а распределение рисков и высокий кредитный рейтинг проектов привлекают в инфраструктуру длинные и дешевые деньги институциональных инвесторов.


Источник: Forbes.ru.


самое читаемое