Лаборатория LECAP - 29 июля 2021

Манипулирование рынком и инсайд: что изменилось в регулировании

Сейчас в российское законодательство вносится ряд существенных изменений для совершенствования механизмов в области защиты рынка от манипулирования — мы обобщили их в нашем материале

Государственный контроль в сфере манипулирования рынком на данный момент является одним из приоритетных направлений финансового регулирования. Манипулирование рынком — это совершение умышленных действий, направленных на снижение цены, спроса, предложения или же объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами. Сейчас в российское законодательство вносится ряд существенных изменений для совершенствования механизмов в области защиты рынка от манипулирования.

Определение исчерпывающего перечня действий, относящихся к манипулированию рынком

Закон о манипулировании рынком ценных бумаг позволяет Банку России определять исчерпывающий перечень действий, относящихся к манипулированию рынком. Банк России планирует воспользоваться своим правом и уже опубликовал проект такого перечня.

Согласно пояснительной записке к проекту, определение исчерпывающего перечня информации поможет укрепить доверительную инвестиционную среду и стабильность финансового рынка, а также обеспечить наиболее справедливое ценообразование в области финансовых инструментов. Для этого предлагается отнести к манипулированию рынком ставшие в последнее время достаточно распространенными недобросовестные манипулятивные практики (в том числе с использованием различных информационных интернет-ресурсов: сайтов, социальных сетей, блогов и микроблогов, мессенджеров), не предусмотренные п. 1 - 7 ч. 1 ст. 5 Закона о манипулировании рынком ценных бумаг.

В проекте под манипулированием рынком понимаются определенные действия, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без совершения таких действий.

К манипулированию рынком предлагается отнести:

  1. умышленное распространение лицом информации, вводящей в заблуждение относительно финансовых инструментов, иностранной валюты, товаров, эмитентов, управляющих компаний;
    • за исключением указанных действий, совершенных профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией, кредитной организацией, клиринговой организацией, организатором торговли или лицом, осуществляющим присвоение кредитного рейтинга, и представляющих собой распространение или предоставление информации и (или) документов, которые являются результатом исследований, прогнозов или оценок, осуществленных указанными лицами в том числе на основании закона и (или) договора с использованием общедоступных сведений;
  2. неоднократное в течение торгового дня совершение лицом операций с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром, вводящих в заблуждение относительно цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и побуждающих иных лиц к совершению операций с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром или отказу от их совершения, в том числе влекущих принудительное закрытие позиции клиента участника торгов;

  3. побуждение, в том числе призывы, к совершению указанных действий или их координация.



Практика привлечения к уголовной ответственности по делам о манипулировании рынком не является распространенной, нам известен всего один случай.



Изменения в КОАП

Все указанные ниже изменения в Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) вступят в силу с 1 января 2022 года.

ПРАВИЛА ПОДСЧЕТА ИЗЛИШНЕГО ДОХОДА ИЛИ СУММЫ УБЫТКОВ, КОТОРЫХ ЛИЦО ИЗБЕЖАЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Изменения коснутся ст. 15.21 КоАП, которая содержит положения об административной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации. Статью предполагается дополнить примечанием, где в том числе будет указано, что излишний доход или сумма убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, в ст. 15.21 и 15.30 КоАП будет определяться как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий.

Данные изменения существенным образом не отразятся на сложившейся практике, так как органы, управомоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, подходили к их разрешению аналогичным образом.

ПРОДЛЕНИЕ СРОКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

По общему правилу срок продления ограничен одним месяцем, однако по правонарушениям, предусмотренным ст. 15.21 и 15.30 КоАП, будет введена возможность его продления не более чем на два месяца (ч. 2 ст. 29.6 КоАП).

СОГЛАШЕНИЕ С БАНКОМ РОССИИ

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть освобождено от административной ответственности, если исполнит соглашение, предусмотренное Законом о манипулировании рынком ценных бумаг, заключенное с Банком России. Новое регулирование, которое вступит в силу с 1 января 2022 года, устанавливает детали действия данного соглашения.

Лицо, которое заключит соглашение с Банком России, обязано:

  1. уплатить в бюджет РФ денежную сумму в размере

    • не менее 5 000 рублей, если соглашение заключается с физическим лицом;
    • не менее 30 000 рублей, если соглашение заключается с должностным лицом;
    • не менее 700 000 рублей, если соглашение заключается с юридическим лицом.
  2. принять иные меры, предусмотренные соглашением, в том числе:

    • меры, направленные на содействие установлению обстоятельств осуществления деятельности, операций и (или) действий, послуживших основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.21 или 15.30 КоАП;
    • меры, направленные на устранение последствий совершения правонарушения, предусмотренного ст. 15.21 или 15.30 КоАП, а также меры, направленные на предупреждение и предотвращение аналогичных деятельности, операций и (или) действий в дальнейшем.

Соглашение можно заключить с Банком России до дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.21 и 15.30 КоАП.




В 2020 и первой половине 2021 года Банк России выявил 14 фактов манипулирования рынком и вынес соответствующие предписания о недопущении совершения аналогичных нарушений в дальнейшем. Однако лишь в 3 случаях материалы расследования были направлены в правоохранительные органы. В некоторых случаях за совершенные действия Банк России аннулировал лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.



Банк России прекращает производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.21 и 15.30 КоАП, не позднее пяти дней после дня принятия Банком России решения о признании соглашения исполненным.

В соглашении с Банком России должны быть определены: срок исполнения лицом обязанностей (не более шести месяцев с даты заключения соглашения), порядок исполнения таких обязанностей, порядок подтверждения факта исполнения таких обязанностей, а также документы и информация, которые подтверждают факт исполнения таких обязанностей.

Течение срока исковой давности по указанным статьям приостанавливается с момента заключения соглашения. Однако в случае признания Банком России такого соглашения неисполненным оно возобновляется.

Неисполнение соглашения будет являться отягчающим обстоятельством. Более того, если лицо ранее не исполнило заключенное с ним соглашение, то не допускается повторное заключение соглашения с этим лицом. 

Изменение механизма уведомления инсайдеров

Банк России разработал новые правила уведомления лица о включении его в список инсайдеров, которые вступят в силу с 1 октября 2021 года.

Новые правила совершенствуют механизм уведомления инсайдеров об их включении в список инсайдеров и исключении из него. Для этого вводится рекомендуемый образец такого уведомления и устанавливаются его форматы.

Также планируется исключить избыточные обязанности по инициированию обоснованных и доступных мер по установлению адреса инсайдера, на который ему можно отправить уведомление, если по известному адресу тот его не получил. Кроме того, больше не нужно будет вести учет и хранить все направленные инсайдерам уведомления в течение пяти лет и заверять печатью (штампом) уведомления.

Изменение перечня инсайдерской информации иностранного эмитента. Порядок и сроки ее раскрытия

Указанием Банка России в перечень инсайдерской информации иностранной организации, эмиссионные ценные бумаги которой допущены к организованным торгам в случае, предусмотренном п. 4 ст. 51.1 Закона о рынке ценных бумаг, теперь включается:

  1. информация, относящаяся к инсайдерской информации иностранного эмитента в соответствии с:

    • правилами иностранной биржи, соответствующей критериям, устанавливаемым Банком России в соответствии с п. 4 ст. 51.1 Закона о рынке ценных бумаг, и (или)
    • ее личным законом, и (или)
    • личным законом иностранного эмитента;
  2. информация, определенная иностранным эмитентом как относящаяся к его инсайдерской информации, в случае если такая информация не определена правилами иностранной биржи, и (или) ее личным законом, и (или) личным законом иностранного эмитента.

самое читаемое