Деловой Петербург - 14 мая 2018

Облигации, «обращающиеся» вокруг НДФЛ: как разнобой в терминах лишает льгот

Важные и своевременные инициативы политиков на практике могут быть заблокированы органами исполнительной власти. Яркий тому пример – новые правила налогообложения дохода по облигациям.

Важные и своевременные инициативы политиков на практике могут быть заблокированы органами исполнительной власти. Причиной тому может быть консервативно-охранительная по отношению к бюджету позиция, противоречащая буквальному тексту закона и заявленным целям инициативы. Яркий тому пример – новые правила налогообложения дохода по облигациям.

В конце 2015 года В. В. Путин в президентском послании предложил освободить от налогообложения купонный доход на российские корпоративные облигации, чтобы активнее направлять капиталы в развитие отечественного реального сектора. Но в соответствующем поручении Правительству в определение облигаций закралось прилагательное «обращающиеся». Льготу также решили предоставить только физическим лицам. 3 апреля 2017 года Законом № 58-ФЗ от обложения НДФЛ был освобождён купон (в части, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ на 5 % – аналогично банковским вкладам) и дисконт по обращающимся рублёвым облигациям. Но уже 10 июля 2017 года в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина понятие «обращающиеся облигации» подменили понятием «облигации, обращающиеся на организованном рынке».

Поскольку термин «обращение» не определён в Налоговом кодексе, он должен применяться в том же значении, что и в Гражданском кодексе и в Законе «О рынке ценных бумаг». Обращение в таком случае – это заключение на бирже или на внебиржевом рынке сделок, влекущих переход прав на ценные бумаги после регистрации их выпуска ЦБ, биржей или НРД, независимо от статуса компании-заёмщика, способа размещения облигаций, квалификации инвестора.

В понимании же Минфина инвесторы получают льготу, только если облигации допущены к организованным торгам на бирже и по ним рассчитываются рыночные котировки. Эти требования имеют смысл лишь для расчёта базы для НДФЛ от спекулятивных операций, но логически не связаны с выплатами при погашении бумаги и при выплате купонов. В итоге терминологический «разнобой» и требования Минфина лишают налогоплательщиков льгот вопреки установленным Конституцией, законами и судами принципам налогообложения и приводят к негативным последствиям для российского бизнеса. Использовать коммерческие облигации, которые позиционировались как «цивилизованная» альтернатива вексельному обороту, но которые в силу закона не могут быть допущены к биржевым торгам, менее выгодно. Упомянутый президентом реальный сектор остаётся отрезанным от облигационного рынка капитала и должен выбирать между дорогим банковским кредитованием и непрозрачными займами бенефициаров и их бизнес-партнёров, оформляемых договорами, расписками или векселями, ведь для льготного режима по облигациям эмитенты вынуждены постоянно платить бирже порядка 4 млн рублей в год за каждый выпуск, иначе облигации исключаются из котировальных списков, и их владельцы утрачивают право на льготу.

Вероятно, изменить ситуацию и восстановить льготы могли бы обращения профессиональных участников рынка, потенциальных эмитентов и инвесторов в Минфин и ЦБ (за новыми разъяснениями) либо в суд, однако пока что таких действий, к сожалению, не предпринято.

Источник: Деловой Петербург.



самое читаемое