ESG-факторы
Экосистема ESG-инвестирования
ESG-факторы — это «язык» устойчивых инвестиций
ESG-факторы имеют значение:
- при принятии инвестиционных решений частными и институциональными инвесторами (инвестиционными фондами, банками, страховщиками и т. д.);
- при выборе информации, которую корпорации – эмитенты акций и облигаций раскрывают о своей деятельности;
- при обозначении финансовых продуктов как «зеленых», «социальных» и т. д. (облигаций, паев инвестиционных фондов и т.д.);
- при рейтинговании корпораций и инвестиционных портфелей независимыми агентствами;
- при подготовке обязательных или рекомендательных документов государственных и общественных организаций по развитию ESG-финансов.
Стили использования ESG-факторов в инвестиционном процессе
ESG-финансы — переплетение разных нарративов инвестирования
«ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНВЕСТОР»:
- борьба с short-termism’ом
- транспарентность
- устранение агентских издержек, качественное корпоративное управление
- сокращение регуляторных, репутационных рисков для корпораций
«СОВЕСТЛИВЫЙ ИНВЕСТОР»:
- ESG как этический призыв.
«ИНВЕСТОР, ДОРОЖАЩИЙ РЕПУТАЦИЕЙ»:
- социальная и экологическая ответственность как способ сохранить или повысить репутацию.
Теоретики предлагают связать все эти нарративы в модели инвестиций устойчивого развития, где все инвесторы будут максимизировать не только личную прибыль, но и долгосрочное общее благо (см. D. Schoenmaker, Investing for the Common Good: A Sustainable Finance Framework. 2017, S. Bose at al. The Financial Ecosystem. The Role of Finance in Achieving Sustainability. 2019)
Источники для изучения ESG-факторов
Исчерпывающий перечень ESG-факторов невозможен: инвесторы, рейтинговые агентства и корпорации вольны использовать различные факторы в своих решениях, в зависимости от специфики своей деятельности, для создания конкурентных преимуществ и т. д. Однако мы можем составить представление о том, какие ESG-факторы наиболее часто встречаются:
- организации, устанавливающие стандарты нефинансовой отчетности корпораций (GRI, SASB, ISO…) и организации, преследующие цели гармонизации таких стандартов (Better Alignment Project)
- методологии рейтинговых агентств (MSCI, Sustainalytics …) и публикации, посвященные сравнению таких методологий
- стандарты зеленых, социальных облигаций (международные: ICMA, CBI, региональные: АСЕАН, локальные: Китай, ЕС)
Международные организации
Международные межправительственные организации (МПО) развивают концепцию ответственного (устойчивого) инвестирования, делая акцент на связи ESG-факторов с финансовыми показателями, поддерживая исследования в этом направлении.
Часть примеров ESG-факторов, приводимых МПО, относятся к национальному уровню (например, демография, стабильность политического режима, сильные государственные институты) и призваны содействовать инвесторам в принятии решений об инвестициях в то или иное государство.
Стандарты, содержащие классификацию ESG-факторов, можно найти в документах международных общественных организаций, занимающихся:
- стандартами нефинансовой отчетности (GRI, SASB, CDP и т.д.)
- стандартами условий выпуска зеленых, социальных облигаций, облигаций устойчивого развития (ICMA, CBI)
- практиками применения ESG-факторов финансовыми организациями (UN PRI, CFA).
Организации по стандартизации отчетности
- ISO — Международная неправительственная организация по стандартизации. Стандарты ISO 14000 экологический менеджмент, ISO 26000 – социальная ответственность, ISO 27000 – информационная безопасность.
- GRI — Global Reporting Initiative. Набор взаимосвязанных, модульных стандартов раскрытия (например, GRI 305: Emissions; GRI 302: Energy и т.д.).
- SASB — Sustainability Accounting Standards Board. Стандарты: отраслевые и связанные с концепцией материальности. 5 (а не три) группы факторов: Экология, Социальный капитал, Руководство и управление, Бизнес-модель и инновации, Человеческий капитал. В 69 из 77 стандартов SASB акцент на климате.
- CDP, TCFD — CDP (Carbon Disclosure Project), TCFD – Task Force on Climate-Related Financial Disclosures. Устанавливают только раскрытие экологических факторов корпорациями. Не формируют метрики и наборы факторов: фокус - практики раскрытия.
- IIRC — Глобальная коалиция регуляторов, инвесторов, компаний, разработчиков стандартов, бухгалтеров и НПО (в т.ч. перечисленных выше). Основные результаты: стандарт интегрированной отчетности, «Диалог по корпоративной отчетности» и «Better Alignment Project». Особенности: акцент на повышение ценности компании через ESG, универсальные рекомендации без перечня конкретных факторов.
Поставщики данных
Включают в себя организации, присваивающие и ведущие рейтинги, индексы и рэнкинги.
Всего более 70, из которых более 50 специализируются на присвоении ESG-рейтингов (остальные – агрегаторы информации или специалисты по отдельным факторам).
ESG – ЭКСКЛЮЗИВНО:
- Sustainalytics;
- RobecoSAM;
- Oekom Research;
- VigeoEIRIS;
- Arabesque;
- Covalence
- CSRHub.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ:
- ISS/IW Financial;
- CDP;
- RepRisk.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ:
- Bloomberg;
- FTSE Russell;
- MSCI;
- Thompson Reuters.
ИНДЕКС-ПРОВАЙДЕРЫ:
- Corporate Knights Global 100;
- S&P Global/DowJones Sustainability Index (DJSI).
Можно ли обобщить ESG-факторы, применяемые поставщиками данных?
Затрудняют выделение общих факторов:
- различия в терминологии и классификации ESG-факторов;
- позиция релевантности в выборе и дальнейшем значении определенных факторов при оценке компании.
Наилучший способ изучения практик рейтинговых агентств:
- выделение основных идей, на которые они ориентируются;
- понимание материальности в методе оценки.
Авторы обобщающих исследований 2018 и 2019 гг. выделили основные темы, которые учитывают большинство агентств, они приведены в нашей обобщающей таблице.
Топ-15 E-факторов
Топ-15 S-факторов
Топ-15 G-факторов
Аргументы в пользу гармонизации подходов к ESG-факторам
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Разный подход к набору факторов и их метрикам. Например, в части CO2:
- SASB выставляет более детальные требования к отчетности о выбросах, в т.ч. метрики по секторам.
- Деление выбросов на 3 типа в соответствии с GHG Protocol Corporate Standard, у CDP, SASB и GRI разная степень детализации отчетности и метрик.
- Уникальное требование CDP: организации должны предоставлять % от их общего дохода, который приходит от продуктов/услуг, классифицированных как низкоуглеродные.
Работа по гармонизации отчетности уже ведется Better Alignment Project: был запущен в 2014 году IIRC, а в 2019 г. выдал первый отчет – по унификации климатических факторов.
РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА:
- слабая корреляция ESG-рейтингов: от 0.38 до 0.71 в зависимости от вида рейтинга (корреляция кредитных рейтингов ~ 0,99);
- различия в наборе используемых критериев (от 27 до более 200, оценка влияния: 44%), способе их оценки (влияние: 53%), весах, присваиваемых критериям (влияние: 3%), подходам к оценке материальности делают рейтинги несравнимыми между собой;
- «rater effect» - высокий рейтинг по одному показателю обычно влечет высокий рейтинг по другому показателю, что говорит о когнитивных искажениях;
- 62% опрошенных хотели бы повысить сравнимость ESG-рейтингов, многие институционалы ориентируются минимум на 2 рейтинга и используют также собственную оценку (опрос sustainability.com).
Опыт ЕС
План Еврокомиссии по финансированию устойчивого развития
ТЕМА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | СТАТУС | ПЛАНЫ |
---|---|---|---|
Таксономия ESG-факторов | Таксономия экологически устойчивых проектов | Принято в 1-м чтении в апреле 2020 | Утверждение - к концу 2020, запуск - начало 2022 |
Нефинансовая отчетность | Обязать раскрывать capex и opex по таксономии | ||
Рубрикация фин. продуктов | Стандарт зеленых облигаций ЕС | Разработан | Вопрос утверждения изучается Еврокомиссией |
Фин. посредники |
1. Раскрытие информации об учете факторов 2. Обязанность учитывать ESG в инвестиционых решениях 3. ESG в пруденциальных нормах |
Приняты доп. меры по раскрытию инфо об использовании ESG фин. посредниками, в бенчмарках, рейтингах | По всем остальным вопросам обсуждение продолжается |
Инфраструктура |
1. Регулирование углеродных бенчмарок 2. ESG в кредитных рейтингах |
- 2019 – European Green Deal – план государственных инвестиций по борьбе с изменением климата в реальном секторе, прямо не касается ESG-финансов частного сектора
- Апрель 2020 – началось обсуждение новых мер по регулированию ESG-финансов. 102 вопроса, в т.ч. обязанности по учету инвесторами факторов, корреляция методологий рейтингов и т.д.
Таксономия ЕС
ЦЕЛИ ТАКСОНОМИИ:
- борьба с greenwashing’ом;
- упрощение доступа и обработки информации инвесторами;
- унификациях подходах в странах-членах ЕС.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ:
- крупнейшие корпорации раскрывают capex и opex;
- финансовые посредники раскрывают долю инвестиционного портфеля;
- раскрытие степени соответствия «зеленых» финансовых продуктов, кроме облигаций.
В БУДУЩЕМ:
- лейбеллинг зеленых облигаций и продуктов;
- бенчмарки.
КОСВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ:
- учет в принятии корпоративных и инвестиционных решений, риск-менеджменте, рейтингах;
- бухгалтерский учет;
- добровольное раскрытие информации;
- решения властей по поддержке инвестиций;
- регуляторная политика.
В будущем возможно принятие таксономии социальных проектов и «коричневой» таксономии экологически вредных видов деятельности.
Содержание таксономии
6 ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ:
- Сдерживание изменения климата
- Приспособление к изменениям климата
- Разумное, устойчивое использование и защита водных и морских ресурсов
- Переход к экономике замкнутого цикла
- Предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды
- Защита и восстановление биоразнообразия и экосистем
Покрывает 9 сфер экономической деятельности.
ПРОЕКТЫ ПРИЗНАЮТСЯ «УСТОЙЧИВЫМИ», ЕСЛИ ОНИ:
- вносят вклад в достижение одной из 6 целей;
- не приносят значительного вреда (do no significant harm) остальным целям;
- соответствуют минимальным социальным и управленческим стандартам.
К «УСТОЙЧИВЫМ» МОГУТ ОТНОСИТЬСЯ, В ЧАСТНОСТИ:
- «переходные» виды деятельности – способствующие снижению вреда;
- «стимулирующая деятельность» (enabling activity) – деятельность, которая сама по себе не приносит экологической пользы, но способствует достижению экологических целей другими видами деятельности.
Основана на европейском классификаторе NACE, но он требует дополнения с учетом таксономии.
Разработан проект технических метрик, но пока только по теме климата.
Критика проекта таксономии ЕС
- Бинарность по вопросу о том, проект «устойчивый» или нет, отсутствие промежуточных значений.
- Не хватает гибкости, не дает учесть возможные изменения в структуре рынков и прорывные инновации.
- Неспособность таксономии напрямую «связать» прибыльность и устойчивое инвестирование, показать выгодность ESG-практик.
- Фокус на изменении климата, остальные экологические проблемы — производные и вторичные.
- Неясно: только в границах ЕС, или деятельность компаний ЕС за его пределами.
- Неоднозначность формулировок проекта Регламента Еврокомиссии в отношении ядерной энергетики (тогда как, например, угольное производство напрямую отнесено к неэкологичным).
- Спорная «усточивость» некоторых категорий, например, «более экологично произведенные фермерские продукты».
Классификация в других странах
Некоторые страны (Канада, Австралия) готовятся к разработке собственной таксономии факторов, на основе европейской, но с учетом ресурсной специфики экономики.Важен опыт стран Азии, в частности организации АСЕАН, Китая, которые создали собственные классификаторы зеленых облигаций.
АСЕАН
Стандарты выпущены в 2018 г., основаны на Принципах зеленых облигаций ICMA.
Особенности:
- эмитенты должны иметь географическую или экономическую связь с регионом;
- стандарты исключают проекты по генерации энергии на ископаемом топливе;
- используются для разработки локальных стандартов в странах-членах, например, в Индонезии.
КИТАЙ
Второе место в мире по выпуску зеленых облигаций
КАТАЛОГ ОДОБРЕННЫХ ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ (GREEN BOND ENDORSED PROJECT CATALOGUE):
- Разработан Народным Банком Китая только для облигаций на внутреннем межбанковском рынке (93% зеленых облигаций.
- Шесть категорий: энергосбережение, контроль загрязнения, ресурсосбережение, экологически чистые транспорт и энергия, экологическая защита, адаптация к климатическим изменениям. 31 подкатегория проектов.
- В отличие от ЕС разрешены:
- −проекты по реконструкции электростанций, работающих на ископаемом топливе и повышающие эффективность использования чистого угля,
- −проекты по сокращению добычи угля и снижению экологических рисков,
- −ж/д линии, которые в основном перевозят ископаемое топливо,
- −производство топлива и строительство объектов для этого, если топливо отвечают национальным стандартам Китая.
- В отличие от ЕС не покрываются инвестиции в цепочки поставок.
- Предусмотрены налоговые льготы для держателей зеленых облигаций. Например, на облигации, выпущенные с 2016 по 2018 Китайскими Ж/Д, предусмотрена скидка по налогу на прибыль в 50%.
КАТАЛОГ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕЛЕНЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ СЕКТОРОМ (GREEN INDUSTRY GUIDING CATALOGUE):
- На основании каталога выпускаются зеленые облигации на публичном рынке (7%)
- Создан на основе цивилизационного плана экологического развития (аналог национального проекта «Экология»).
- Цель: стимулировать китайских чиновников развивать зеленые индустрии.
- В отличие от таксономии ЕС упор в Каталоге делается не на изменение климата, но на загрязнения воздуха.
США
В США нет федеральной классификации ESG-факторов, требований к нефинансовой отчетности.
В 2010 г. SEC рекомендовало раскрывать эмитентам в проспектах и отчетах: затраты на природоохранную деятельность, риски, связанные с изменением климата и т. д.
Демократы внесли ряд законопроектов об ESG. Республиканцы против, опасаются, что нефинансовая отчетность обременит компании.
Но есть законы в штатах под властью демократов:
- Калифорния: раскрытие крупными компаниями мер против принудительного труда в цепочках поставок.
- Вашингтон: то же – в области сельскохозяйственных поставок.
- Иллинойс: с 2020 г. все государственные органы, включая государственные пенсионные фонды, должны интегрировать ESG-факторы в инвест. решения.
- Делавэр: «сертификат устойчивости», если компания добровольно публикует ESG-отчеты.
РОССИЯ
ПРОЕКТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ О ВИДАХ ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ:
- привести в соответствие с классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД или ISIC);
- установить метрики позитивного экологического влияния видов деятельности и требования по исключению их негативного влияния (DNHS, минимальные социальные стандарты);
- гармонизировать с таксономией ЕС;
- учесть enabling activities, инвестиции в цепочки поставок - пока таких примеров нет;
- учесть национальные особенности по аналогии с Китаем, другими ресурсными экономиками (например, экологически чистый уголь, транспорт ископаемого топлива).
Гипотеза для обсуждения
ГОСУДАРСТВО КАК ИНВЕСТОР-АКТИВИСТ В ОБЛАСТИ ESG
Государство контролирует большинство «длинных» денег (ФНБ, более 60% активов банков, 80% активов НПФ, пенсионные накопления в ВЭБ на 1,7 трлн руб.), является мажоритарным акционером крупнейших корпораций.
В отличие от стран ЕС, Россия имеет возможность не только устанавливать правила игры на ESG-рынке и мягко направлять усилия частных участников. Она может прямо определять ESG-политику компаний реального сектора и институционалов.
Возможна модель, при которой инвестиционная политика государства будет ориентироваться на ESG-стандарты и практики развитых стран, прежде всего ЕС, в части, не противоречащей национальным интересам. Это позволит использовать зарубежную экспертизу и снизить коррупционные риски, а также развить ESG-инфраструктуру, в т.ч. на случай прихода иностранных ESG-инвесторов.
В этой связи к обсуждению предлагаются следующие меры:
- сделать национальные таксономии ESG-факторов и зеленых инвестиционных продуктов по большинству вопросов совместимыми с таксономией ЕС;
- создать условия для участия на национальном рынке как российских, так и иностранных рейтинговых агентств и data provider’ов;
- использовать единую ESG-таксономию при постановке и отслеживании KPI бюджету, гос. компаниям;
- стимулировать социальное инвестирование с учетом практики зарубежных S-инвестиций;
- создать дополнительные приоритеты национального устойчивого развития: национальная культура и безопасность, развитие Сибири и Дальнего Востока и т.д.
Устойчивость России как государства может рассматриваться как необходимое экосистемное условие для работы в ней бизнеса, по аналогии с устойчивостью мировой экологии и социума, которые таргетируют SDG ООН.