Анна Горелова, Полина Леонова - 10 марта 2021

Дайджест: категоризация инвесторов, типичные ошибки, инсайд, налогообложение

Рассматриваем Закон о категоризации инвесторов, перечень часто выявляемых нарушений и типичных ошибок, указания Банка России об инсайде, налогообложение операций с ценными бумагами

* Ниже приводим сокращенную версию дайджеста. По ссылке выше можно скачать расширенную пдф-версию, в которой содержится более подробный обзор критериев квалифицированного инвестора, сравнительный анализ изменений, которые предлагает Закон «О категоризации инвесторов» в третьем чтении по сравнению с первым чтением, а также сравнительный анализ Указания Банка России N 4655-У и Указания Банка России №5326-У.

Закон о категоризации инвесторов

С 2018 года активно обсуждается Законопроект №618877-7, в сообществе именуемый в качестве Законопроекта «О категоризации инвесторов».

28.12.2018 законопроект был внесен в ГД. Главной целью проекта являлось: совершенствование системы защиты инвесторов – ФЛ, повышение удовлетворенности граждан финансовыми продуктами и услугами, снижение рисков потребителей.

29.05.2019 года законопроект был принят в первом чтении, но во втором чтении он был одобрен лишь 15.07.2020, законодателю потребовалось больше года, чтобы доработать проект.

Законопроект стремительно прошел второе и третье чтение, и в конце июля был подписан Президентом РФ и официально опубликован, в связи с этим мы представим вам анализ актуальной информации по данной теме.

Законопроект вызвал множество споров среди участников рынка, так как он усложняет порядок доступа обычных инвесторов на финансовые рынки и в целом затрагивает вопросы статуса и правомочий всех категорий инвесторов на финансовом рынке.

КАК НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РАЗЛИЧАЮТСЯ ИНВЕСТОРЫ?

Выделяются две основные категории инвесторов: обычные и квалифицированные.

Обычный инвестор – это физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются ценные бумаги. Положение на рынке обычных инвесторов практически не урегулировано на уровне закона.

Квалифицированный инвестор – лица, имеющие опыт и специальную квалификацию для совершения операций на рынке ценных бумаг. Квалифицированные инвесторы могут приобретать особые ценные бумаги, предназначенные только для них. Инвестирование в них, как правило, более рискованно, чем в обычные бумаги, но может обеспечить высокую доходность (например, структурные облигации). О квалифицированных инвесторах говорится в ст. 51.2. ФЗ о РЦБ, а также в Указании Банка России от 29 апреля 2015 г. N 3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами».

Законопроект существенно изменился в период между первым и третьим чтением. Можем кратко подытожить, что, во-первых, теперь можно говорить не о категоризации инвесторов, а о категоризации совершаемых сделок. Во-вторых, закон «О категоризации инвесторов» в текущей редакции не так радикально подходит к уже сложившейся структуре обычных и квалифицированных инвесторов, при этом отвечает основной цели, поставленной первоначально перед законодателем – защита прав «бабушек» на рынке.

Закон «О категоризации инвесторов» вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу — 1 апреля 2022 года.

Также имеется ряд переходных положений:

  • физические лица, признанные квалифицированными инвесторами до 1 апреля 2022 года, сохраняют статус квалифицированного инвестора в отношении ценных бумаг и иных финансовых инструментов или услуг, по которым они были признаны квалифицированными инвесторами;
  • в случае, если до 1 апреля 2022 года неквалифицированный инвестор заключил хотя бы один договор либо совершил хотя бы одну сделку с финансовым инструментом повышенного риска, то после 1 апреля 2022 года такой инвестор вправе будет заключать аналогичные договоры (совершать сделки с соответствующим финансовым инструментом) без прохождения тестирования;
  • физические лица, заключившие до 1 апреля 2022 года указанные в Законе договоры с форекс-дилером, будут считаться с 1 апреля 2022 года квалифицированными инвесторами в отношении таких договоров.

Перечень часто выявляемых нарушений и типичных ошибок

Банк России опубликовал перечень часто встречаемых ошибок в поданных на регистрацию эмиссионных документах.

Перечень представляет особый интерес для эмитентов, поскольку соблюдение юридических правил при прохождении процедуры регистрации соответствующих документов обеспечивает слаженность, упорядоченность и ритмичность процесса рассмотрения и принятия решения Банком России.

ОБЩИЕ ОШИБКИ

Обширной группой, объединяющей совокупность неточностей при регистрации эмиссионных документов – являются общие ошибки, характерные для этого процесса. К ним относят, например, указание некорректного основания для размещения ценных бумаг (поскольку способ размещения дополнительных акций: путем распределения среди акционеров, подписки или конвертации – напрямую влияет на основание решения). В эту же группу ошибок Банк России включает внесение не предусмотренных Стандартами эмиссии прав владельцев акций, отсутствие указания на реквизиты документа, служащего основанием для передачи полномочий по подписанию документа должностному лицу, определение вносимого в оплату уставного капитала имущества с учетом НДС.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Помимо нарушений общего характера, Банк России останавливается на специфических ошибках и разъясняет, каким образом они должны быть устранены.

Ошибки, совершаемые при регистрации документов при учреждении АО

Банк России поясняет, что с 01.01.2020 действует правило, согласно которому учреждаемые АО должны до обращения за государственной регистрацией зарегистрировать выпуск акций. Таким образом, нарушение порядка вышеуказанных действий соответствует нарушению текущего законодательства и препятствует процедуре регистрации.

Ошибки, совершаемые при регистрации выпуска ценных бумаг, размещаемых по подписке

В эту группу Банк России включает не только чисто юридические (отсутствие сведений о том, что вопрос о передаче совету директоров полномочий по принятию решения о размещении ценных бумаг, был разрешен единогласно), но и экономические (неправильное округление размера пошлины за регистрацию), а также технические (не указание идентифицирующих сведений при упоминании потенциальных приобретателей ценных бумаг) ошибки.

Так как аспект регистрации выпуска акций при реорганизации ЮЛ является комплексным, не возникает сомнения, что количество ошибок, допускаемых в этом процессе, существенно. Банк России тщательно разбирает вопрос о некорректном указании способа размещения ценных бумаг, поскольку он зависит от организационно-правовой формы участников (а они обладают широким разнообразием).

Помимо регистрации выпуска ценных бумаг, законодательство предоставляет эмитентам право вносить изменения в соответствующее решение, однако Банк России предостерегает лиц от совершения таких ошибок, как внесение таких изменений, которые нарушают права владельцев ценных бумаг; создание второго преимущественного права, реализация которого невозможна, путем принятия решения о внесении изменений.

Ошибки, совершаемые эмитентами при регистрации проспекта ценных бумаг

Банк России уточняет, что предоставление проспекта ценных бумаг должно сопровождаться годовой и промежуточной финансовой отчетностью. Не менее важным замечанием является то, что в резюме проспекта эмитенту следует указывать краткие сведения именно об основных рисках.

С помощью рассмотренного нами перечня Банк России рассчитывает сократить количество неточностей при регистрации выпуска ценных бумаг, проспекта и внесении изменений в них, а также сделать процедуру рассмотрения документов и принятия решения удобнее как для Банка России, так и для эмитентов. Подробнее с перечнем можно ознакомиться по ссылке

Указания Банка России об инсайде

На сегодняшний день вопросы инсайдерской информации регулирует Указание Банка России (№1) от 20 декабря 2017 года N 4655-У «О внесении изменения в пункт 5.1 Указания Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У «О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Указание №1»).

В ближайший год нам следует ожидать существенных изменений в вопросах регулирования инсайдерской информации, так как с 01.04.2021 вступит в силу Указание Банка России №5326-У («Указание №2), а также на рассмотрении находится еще один Проект Указания Банка России «О перечне инсайдерской̆ информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 ФЗ от 27.07.2010 №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской̆ информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской̆ Федерации», а также о порядке и сроках ее раскрытия («Указание №3»).

Оба документа, и Указание №2 и Указание №3 направлены на упорядочение и детализацию инсайдерской информации, уточнение порядка и сроков ее раскрытия и приведение существующего в этой сфере законодательства в релевантное состояние.

2 июля 2020 года был опубликован Проект Указания №3. По сравнению с Указанием № 2 Проект Указания №3 предусматривает:

  1. Актуализацию перечня инсайдерской информации эмитентов в соответствии с перечнем существенных фактов, установленных Положением № 714-П1.
  2. Приведение порядка и сроков раскрытия инсайдерской информации эмитентов в соответствие с порядком и сроками, установленными для аналогичной информации Положением 714-П.

В настоящий момент проект Указания №3 еще не утвержден, но после его издание утратит силу Указание №2. 

Налогообложение операций с ценными бумагами

20 июля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал закон о сохранении единообразного регулирования налогообложения операций с наличными и безналичными денежными средствами, а также с документарными и бездокументарными ценными бумагами.

Принятие соответствующего закона обусловлено необходимостью внесения поправок в налоговое законодательство в части уточнения понятия имущества как объекта налогообложения (п. 2 ст. 38 НК). Так, предлагается закрепить, что для целей НК РФ «не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг». Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость внесения таких поправок обусловлена изменением видовой принадлежности безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг (ст. 128 ГК, ФЗ от 18.03.2019 № 34-ФЗ).

Ранее (до 1 октября 2019 г.), безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги относились к имуществу вместе с другими денежными средствами и документарными ценными бумагами. Операции с таким видом имущества облагались налогом по единым правилам. Как полагает законодатель, налоговые последствия операций не могут зависеть от формы денежных средств (наличные / безналичные) или ценных бумаг (документарные / бездокументарные). Поэтому и было предложено сохранить ранее применявшиеся правила налогообложения вышеуказанных операций.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, а его нормы распространяются на отношения, возникшие с 1 октября 2019 года, то есть имеют обратную силу. На данный момент с документом можно ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы.